Антон, Вы прелесть! (Простите, не в аскетическом смысле

)
Помещаю сюда новые свои размышлянцы
Мы очень много огорчаем наших ближних

и очень глубоко сами огорчаемся из-за них - потому что они вросли в нашу душу, они - БЛИЖНИЕ нам.
А вот человек дальний меня вряд ли способен огоричть по настоящему - у меня не такое большое и бестолковое сердце; по-настоящему задеть душу своим поведением может лишь тот, кто стал твоим ближним - перестав быть дальним.
И не надо нам никому, христианам, винить себя за то, что не все нам ближние.
Любовь к дальнему - один из главных соблазнов человечества, она всегда подменяет любовь к ближнему. Наша программная притча о самарянине - критерий и для благотворительности (кого перед тобой поставил Бог - и кому ты помог - тот и ближний!), и для личной жизни.
Так вот, к дальнему и чужому по духу нужно тоже относиться по-христиански, но осознавая, что это не
взаимосвязь ваша, а твоя позиция и твое поведение, за которое ты лично ответишь пред Богом. Ты не можешь здесь по-настоящему, нелицемерно сострадать, сочувствовать, поэтому оостается бОльшее внимание к беспримесности собственных мотивов, к их чистоте, к их невредности для собственной души и к безупречности собственного поведения. С таким чувством может быть оказана и помощь человеку, который "строит против тебя (или твоих ближних) козни", враждует с тобой или твоими ближними, ведет себя нехорошо. И в таком случае из этого отчужденного чувства может вновь вырасти настоящая христианская любовь к ближнему. Но она никогда не вырастет из лицемерия и из самооправданий.
Нелицемерным чувством в отношении к немилому "дальнему по духу", по милости Господней, может быть дано не сострадание и сочувствие, а жалость (великое и святое чувство, когда она глубока и непритворна), мирное отношение, даже возможность помочь. Но спасительную дистанцию от творящего недолжное "дальнего" держать надо, иначе можно очень сильно поскользнуться и пострадать. А
аще приобрящет человек весь мир, а душе своей повредит...