На самом деле всё это может называться так, как назывался журнал Ольги Куровой: «КАК ЖИТЬ?»
НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ИЗГНАНИЕ АДАМОВО.
Чин прощения — будет вечером. Сейчас Церковь оплакала потерю рая и начертала путь, на который мы вступим — сорокадневное странствие.
Всю службу нынешнюю прочитать бы в тиши, вдумчиво, не упуская ни слова — как обычно волей-неволей упустишь в храме. Если не стоишь сам на клиросе; да и на клиросе-то, бывает, внимание уйдет или всё переключится на то, как бы не сбиться с пения — а вернуться уже не получится. Люди, дорогие, послушайте совета пожившей тётки! — купите себе Триодь Постную! Не бойтесь славянских букв и слов. Купите и читайте ее, и обрящете в ней такое, чего ТАК вам не дадут никакие книги!
Ну в крайнем случае — есть двухтомничек Свято-Тихоновского Богословского института, где собраны основные песнопения Триоди и даны гражданским шрифтом…
Но это мечты…. Мои мечты о вас. Мне жалко выпускать слова службы, трудно даже выбрать, так все бесценно.
В песнопениях этого дня порой героем выступает Адам (Он), но порой, с самого начала вечерни, со стихир на «Господи, воззвах» — это Я. « Одежды боготканныя совлекохся, окаянный, Твое Божественное повеление пресл?ушав, Господи, советом врага, и смоковничным листвием и кожными ризами ныне облекохся; п?отом бо осужден бых хлеб трудный сн?ести; терние же и волчец мне принести. Земля проклят?а бысть. Но в последняя л?ета воплот?ивыйся от Девы, воззвав мя, введи паки в рай».
Канон призывает:
Гряди, душ?е моя страстная, плачи твоя деяния днесь, поминающе первое обнажение во Едеме, имже изгн?ана еси от сладости и непрестанныя радости.
Душа — моя! Она — помнит! Для нее это изгнание — реальность, и в глубине своей помнит она и сладость со-бытия с Богом, которой лишилась…
Это она, душа моя, была «владычица гадам и зверям» — и собеседовала «гаду душетленному», забыв об этом своем господстве и приняв его, лживого, за правдивого советника (канон, песнь . Это я «рыдаю, стеню и плачу, херувимы с пламенным оружием зря» (песнь 9).
И еще герой этих песнопений — Рай. К нему, одушевленному, живому, неравнодушному к участи изгнанного человека, обращаюсь я — человек — человечество — Адам.
Раю всечестн?ый, красн?ейшая добр?ото [прекраснейшая красота], богозданное селение, веселие нескончаемое и наслаждение, славо праведных, пророков красот?о и святых жилище! Шумом л?иствий твоих Содетеля всех моли врата отверстии ми, яже преступлением затворих, и сподобитися древа животнаго [Древа жизни… это, как вспомнится позже, в Крестопоклонную — Крест!] приятии, и радости, е?яже прежде в тебе наслад?ихся.
…Р?аю святейший, мене ради насажденный быв, и Евы ради затвор?енный, моли тебе сотворшаго и мене создавшаго, яко да твоих цветов исполнюся!
Но стихира завершается ответом:
…темже и к нему Спас: Моему созданию не хощ?у погибнути, но хощ?у сему спастися и в познание истины приит?и, яко грядущаго ко Мне не изгоняю вон!
И вся природа состраждет, содрогается:
Солнце лучи скры, луна со звезд?ами в кровь преложися, горы ужасошася, х?олми вострееташа, егда рай заключися. Исходя Адам руками би?я в лиц?е, глаголаше: милостиве, помилуй мя падшаго!
И вот:
…темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе евангельских преданий, да сими благоугодни бывше Христу, ра?я жилище паки восприимем.
Изгнана бывша ра?я п?ервее снедию древа, ввел еси паки Крестом и страстию Твоею, Спасе и Боже мой, имже нас утверди пост совершити чистолепно, и Божественному восстанию поклонитися, Пасце спасительней, Тя Рождшия молитвами (Меня, прежде изгнанного из рая через вкушение от древа [познания], Ты, о Спаситель и Бог мой, снова ввел в него Крестом и страданием Твоим; утверди нас этим Крестом и страданием совершить пост в чистоте и поклониться Божественному Воскресению — Gасхе спасительной, молитвами Родившей Тебя)
Поприще добродетелей отв?ерзеся, хотящии страдальчествовати вн?идите, препоясавшееся добрым поста подвигом: законно бо страдальчествующии, праведно венчаются; и восприимше всеоружие Креста, врагу сопрот?ивимся, яко стену нерушимую имуще веру, и яко щит молитву, и шлем милостыню, вместо меча пост, иже отсекает от сердца всю злобу. Творяй сия, истинный при?имет венец от Всецаря Христа в день Судный.
Эти строки обращают нас к образам 6-й главы Послания к Ефесянам:
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
Приспе время, духовных подвиѓов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение: тем бо Моисей бысть Зиждителя собеседник, и глас невидимо в слухи прият. Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим Страстем и Святому Воскресению, яко Человеколюбец.
Недаром вспоминается Моисей: нам предлагается путь к Боговидению. Но и тем, кто не в силах подъять на себя «духовные подвиги», предстоит путь к родной обетованной земле, сорокадневный путь к духовной отчизне.