Рассказ о поездке мамочки с особым ребенком в институт ПЕтё

Рассказ о поездке мамочки с особым ребенком в институт ПЕтё

Сообщение Мария » 13.01.2009 12:52

Думаю, многим будет интересно прочитать, этот рассказ опубликовала на еве мама неходящего ребенка, ее ник Барбарис, зовут Жанна, в жизни она бухгалтер, а также по необходимости юрист.

Ну, вот наконец-то я собралась написать небольшой отчет о своей поездке в Венгрию, в институт Петё. Скажу сразу, что я ездила не от 18-ой больницы, не от поликлиники, вообще неорганизованно, поэтому мои впечатления – это не впечатления от пребывания русской группы с русскоговорящим кондуктологом. Мы прилетели туда 23 ноября – в воскресенье. Я рассчитывала, что прибыв утренним рейсом выходного дня в Будапешт, у меня будет некоторое время, чтобы оглядеться, купить продуктов, что-то приготовить на следующий день, и т.п…, так как по плану я должна была в 9 утра быть в институте с Тошкой на собеседовании. Очень волновалась, потому что понимала, что венгерского не знаю вовсе, английский – в той мере, в какой мы все знаем после школы и неязыкового института, то есть практически ноль. Думала – вот, сойду с трапа самолета – и дальше чего?? Сказать-спросить не могу, читать по-венгерски – не читаю, как буду добираться из аэропорта в отель – фиг его знает! Но все оказалось не так страшно. Мы приземлились в аэропорту, по телетрапу попали в зал. Тоша быстренько огляделся в поисках лифта (не топать же, в самом деле, ножками), и уверенно потянул меня в сторону такового. Пока спускались на лифте, я в уме отрепетировала английскую фразу с просьбой показать мне стойку, где я могу заказать шаттл (автобус) до отеля. Видимо, фразу составила верно, поскольку встречный служитель аэропорта быстренько отвел меня к нужной стойке. Там я предъявила заранее распечатанный на компе адрес отеля и попросила заказать такси, через десять минут я уже колесила в сторону отеля. Очень любезный водитель в порту подхватил мои чемоданы, потом сам сложил Тошину коляску и все это погрузил в свою машину. Поездка из аэропорта заняла 20 минут. В отеле он также все сам сгрузил к рецепшн, где, на мое счастье, в этот день дежурил относительно русскоговорящий портье. Отель принадлежит институту, вот как он выглядит: http://www.peto.hu/peto_en/index.php?op ... le&id=56&I
Я поселилась в небольшом свите – т.е. двухместном двухкомнатном номере под самой крышей – очень романтично.. В номере были две очень неплохие кровати в спальне – для нас с Тошей и гостиная с уголком-кухней, оборудованной всем необходимым, в гостиной стоял ещё и раскладной диван. Все очень чисто, скромно и эклектично. Кухня была оборудована кухонными шкафами, холодильником, двухконфорочной плитой, электрочайником, фильтром для воды, всей необходимой утварью и посудой, включая бокалы для вина. Стоимость этого номер составляет 50 евро в сутки. Уложив уставшего Тошу спать, я спустилась вниз, чтобы спросить – где я могу купить что-то к ужину – и тут меня ожидал первый европейский прикол: магазины в Будапеште (кроме крупных ТЦ, а их очень мало – буквально до десятка) работают до обеда пятницы. Поэтому позаботиться о продуктах нужно в течение рабочей недели, или бежать в крупные ТЦ. М-да.. Картинка маслом..Впридачу ко всему, я пала жертвой рекламы – почему-то считала, что в Европе везде можно расплатиться карточкой, и что в Венгрии, как стране Евросоюза, наряду с местной валютой, ходят и евро. Как бы не так! Карточки, конечно, в ходу гораздо обширнее, чем у нас, но, поверьте, далеко не везде! И евро не принимает никто совсем – только местные форинты. В общем, через полчаса мне стало ясно, что мы сегодня без ужина, по крайней мере я. Так как для Тошки я брала с собой фруктовые пюре и каши. Единственный магазинчик (с бешеными ценами), который работал в воскресенье до обеда, не принимал карточки. Поэтому вечер мы провели с Тошей в компании российской каши, пачки персиков с сахаром и канала CNN, так как портье объяснил мне, что русского канала в отеле нет. Пощелкав телевизор, мы наткнулись на канал мультфильмов, и проблема свободного времени для моего сына была счастливо решена! Девочки – никакого языкового барьера! Мой ребенок хохотал над английскими мультиками, над венгерскими детскими передачами и был доволен жизнью.
Наутро мы спустились на первый этаж в холл, где нам объяснили, что микроавтобус для поездки в институт уже ждет нас. Автобусик оказался фордовским, расписанным чудесными зайцами, птичками и бабочками, с отдельным отделением для колясок, с детскими автокреслами и сиденьями для взрослых. В институте, спустя некоторое время, к нам подошла русскоговорящая референт по внешним делам, и отвела нас на комиссию, которая должна была обследовать Тошку, его навыки, состояние и умения. Русскоговорящий врач и венгерский кондуктолог-психолог усадили Тошу перед кучей игрушек, отвели меня в сторонку и стали за ним наблюдать, периодически прося что-то сделать. Потом меня расспросили об обстоятельствах болезни, и сказали, что они считают, что Тоша вполне тянет полный день их детского сада, он достаточно развит психически и интеллектуально для этих занятий. Эта консультация стоила 88 евро. Я согласилась на их режим, и нас тотчас отвели в международную группу детского сада, где как раз начинался завтрак. На завтрак Тоше дали просто несладкий рогалик с куском маргарина и несладким чаем, но категорически заставили его это съесть самому – просто усадили его на табурет, намазали булку маргарином и вложили ее в ручку – а дальше, как знаешь – захочешь – съешь. Тоша захотел. Замечу, что этот, с позволения сказать, завтрак стоил 5 евро.
Хочу оговориться сразу. Метод кондуктивной педагогики категорически запрещает детям сидеть на стульях со спинкой – только на табуретках. И это оказалось чрезвычайно оправданно. Потому что, если не на что опереться, то и на крестец съехать не получается. Я думала, что Тошка не сможет так сидеть и что-то делать руками. Ан нет. Нужно, оказывается, было просто побрать высоту табуреточки, и высоту подставки для ножек – и все встало на свои места. Но не только. У нас практически нерабочие руки, да ещё гиперкинезы долбят по рукам и телу. Так вот, чтобы этого избежать, в институте используется такая палка с присосками, которая прикрепляется к столешнице, и ребенок за нее держится рукой, противоположной рабочей, в нашем случае – правой, так как относительно работает у нас только левая. Но я чуть не рыдала, когда в обед я подглядывала в окошко из-за двери, а мой мальчик ЕЛ вилкой с закругленными зубчиками картошку: конечно, его локоть придерживала кондуктолог, но ведь он САМ держал вилку и САМ накалывал еду и подносил ко рту. С ложкой такой вариант, конечно, у нас не проходит, потому что гиперкинезы имеют место быть, и все выплескивается. Поскольку в группе был мальчик-араб, то в дни, когда на завтрак давали колбасу (два тонюсеньких кусочка), то мусульманину-арабу давали сыр, так что все вполне толерантно, и учитывало особенности религиозных воззрений ребенка.
Наши занятия в институте проходили с 8.30 до 15.30, перерывом для сна, но, конечно, этот перерыв для сна не использовался – никто из детей не способен за час заснуть, выспаться и проснуться в рабочем настроении. Первая половина дня была посвящена физическим занятиям – это и упражнения у шведской стенки, у поручней, у специальных стульчиков, у канатов, и многое, многое, многое другое.. Все упражнения сопровождались песенками по-английски. Вообще, единственный язык общения в институте – английский. Переводчиков не предусмотрено. Это нужно понимать, если хочешь ехать туда. В группе с детьми работают четыре кондуктолога – пара в один день и пара в другой – по одному до обеда и после. После обеда проходили занятия на мелкую моторику: поделки, лепка, рисование и прочее подобное.. Затем к 16.00 к выходу института подавался автобусик и нас везли обратно в отель. Магазины работают до 17-18 часов, поэтому нужно было мухой успевать слетать за продуктами, чтобы приготовить ужин, и потом на завтрак.
Аватар пользователя
Мария
Учредитель
 
Сообщений: 1558
Зарегистрирован: 14.04.2005 11:31
Откуда: Москва

Сообщение Мария » 13.01.2009 12:53

В соседней группе занимались с детками лежачими, в прямом смысле этого слова, и тоже находили методы и способы развития. Одного юношу, совсем сложного они как-то умудрились постаить на такие своеобразные очень сложные по конструкции ходунки, и юноша ходил на них, помогал кондуктологам - скажем, нёс сам полотенца для обеда, или что-то в этом духе.. Социализацией ДЦП в любой форме они там владеют в совершенстве.
Аватар пользователя
Мария
Учредитель
 
Сообщений: 1558
Зарегистрирован: 14.04.2005 11:31
Откуда: Москва

Сообщение Мария » 13.01.2009 12:58

Сегодня хочу рассказать о том, как проходили занятия, и о некоторых принципах кондуктивной педагогики. Девочки, спецы в домодедовском «Детстве» гордо называют себя кондуктологами. Поверьте, они и понятия не имеют о кондуктивной педагогике, как таковой. Видимо, чтобы в той или иной мере быть кондуктологом, нужно проходить обучение и стажироваться именно в институте Петё, никак иначе. Там не один десяток лет выпестовывают эти методы и требуют жесткого их исполнения. Нет, конечно, педагогика не поможет решить все проблемы наших детей, но как много можно было бы не сделать ошибок, кабы знать… Когда с Тошей отработали неделю, мне дали возможность через переводчика поговорить с кондуктологами о Тошином состоянии. К тому времени я уже понимала свои ошибки в его обучении социальным навыкам, и мои предположения подтвердились. Кондуктолог с удивлением спрашивала – как можно было ТАК воспитывать столь перспективного ребенка, чтобы он к 5 года ваааааааааааще ничего не умел сам. То есть абсолютно! Он не умел сам сесть, встать, одеться, почистить зубы, есть, да, простите, в туалет – и то ходит с моей помощью, то есть я энное место при пИсании поддерживаю. Понимаете, я никогда не обращала внимания на то, что на самом деле я просто не даю ему ни возможности, ни навыка самостоятельной жизни. Возьмем обычное сидение. Мало того, что, оказывается, ему категорически противопоказаны любые стульчики со спинкой, или неправильно подобранной высоты, так ещё он и садиться не умеет вовсе. Ну, как пот у нас это происходило? Тошка ж самостоятельно не ходит – вот я его подводила к стульчику, разворачивала к стульчику спинкой и усаживала поудобнее, постаравшись прижать спиной к спинке стула. Когда же Тошу попросили забраться на низенький пуфик самостоятельно, но не просто заползти, а сесть – он потерпел полнейшее фиаско. Он банально этого не умеет! Но оказалось, что в этом институте давно уже наработано – КАК нужно и можно обучить детей с нашими проблемами садиться, вставать и т.п… Следующая моя грубейшая ошибка – это то, что я всегда водила Тошу за ручки. Вот, представьте себе картину: я веду ребенка за две ручки, сама иду сзади. Понятное дело, что он чувствует сзади поддержку, и поэтому откидывается назад, не боясь упасть. Это общеизвестно, понятно. Откровение не в этом. Помимо страшно вредной уверенности, что его всегда поймают, я таким вождением умудрилась начисто отключить ему мозги в плане ориентации. Когда они его поставили на уокер – это такая тележка, ходунки-рама, которую нужно толкать перед собой (на фотках в паспорте будет), оказалась, что у Тоши просто НЕТ НАВЫКА владения своим телом в пространстве! Грубо говоря, он не умеет повернуть за угол, обойти препятствие, пройти по кривой линии, огибая углы. Понимаете, ведь его всегда вели мы! И таким образом категорически не сформировалась как связь рука-глаз, так и связь глаз – положение тела в пространстве! Кто бы мне раньше сказал – не поверила б! Но, к сожалению, это оказалось именно так. Почти неделю мы пытались научить его ощущать себя – понять, где нужно повернуть плечо, чтобы повернуть вправо, как перенести вес тела в сторону, чтобы обогнуть угол. Базовые принципы мы поняли, и теперь будет долгая дорога в дюнах – отработка практического навыка. Как жаль, безумно жаль, что мы не знали этого всего раньше! Когда Тоша шел ко мне самостоятельно – на уокере – я чуть не плакала. Шёл мой мальчик, шатаясь, и подвизгивая от радости самостоятельного передвижения. Согласитесь, это совсем иной уровень – когда можно взять уокер, встать и пойти туда, куда нужно. Сейчас, правда, дома он ходит очень неуверенно, да и стереотип срабатывает – что можно проползти по давно «наползанному» маршруту, но все-таки он ходит сам – а это дорогого стоит!
И вот таких откровений в самых простых бытовых вещах мы там получили огромную массу! Скажем, та же палка для руки, что присасывается к столу. Или специальная доска, к которой особым, простейшим образом крепится бумажный лист – и Тошка может спокойно рисовать, не сбрасывая гиперкинезами бумагу со стола. Я привезла пару таких домой – попытаюсь где-то в Москве такие купить, неужели не найду? Вот сегодня мы занимались аппликацией, прикрепив листик именно к такой доске – и получили огромное удовольствие от самого процесса, а не пытались постоянно удержать бумагу на столе.
Следующий навык, который нам попытались передать – это навык самостоятельного одевания-раздевания. Не могу сказать, что у нас это получается хорошо и уверенно – но лиха беда – начало! Мы теперь умеем самостоятельно снять носки, почти снять штаны, умеем надеть и застегнуть сандалии и снять и расстегнуть тоже. Еще мне показали приём для легкого надевания куртки и толстовки. И это тоже гуд!
Ежедневно, день за днем, кондуктологи упорно формировали в Тоше самостоятельность: старайся есть сам, старайся идти сам, старайся обуваться сам, старайся умываться сам! Громадное значение они придавали умению ребенка передвигаться вбок приставными шагами. Практически четверть дня тем или иным образом, в игре или танцах, детей заставляли передвигаться у поручней приставным шагом. Сначала у поручней, потом вокруг патчей. Собственно, день так и разделялся – с утра мы делали легкий массаж, затем шел блок упражнений на патчах – это такие топчанчики. На них детей учили владеть свои телом: без какой-либо помощи двигаться вбок, переворачиваться вокруг своей оси, или со спины на живот, под песенки и стишки ритмично сдвигать-раздвигать ножки, ручки, совершать ритмичные или противофазные движения конечностями. Затем дети должны были сползти с этих патчей, суметь опять-таки самостоятельно встать у них, потом сесть и подползти к поручням – и начинался следующий блок упражнений. У поручней учили правильно вставать, приседать, удерживаться за одну руку, ходить приставным шагом. Под музыку нужно было «танцевать» - то есть переносить вес тела с одной ноги на другую, при этом уметь остановиться, как только музыка смолкает – и начинать снова с первыми звуками следующей мелодии. Очень большое значение придавали они занятиям с мячиком у поручней. К примеру, между нижними поручнями засовывался мячик – и нужно было его то одной ножкой, то другой, оттуда выбить. При всей кажущейся простоте, это очень нелегкое задание. Потому что, помимо того, что нужно, чтобы ударить по мячику, удержаться на одной ножке, так ещё и нужно оценить расстояние до мяча (глазомер), и силу удара – чтобы мяч таки вылетел. Оказалось, что Тошка вовсе не умел ни оценить расстояние, ни просто ударить по мячу, стоя на одной ножке. Но месяц занятий – и мы уже лихо бьем по мячу. Или, скажем, на эти поручни вешалась кукла-мальчик, вырезанная из очень крепкого картона, и нужно было, передвигаясь по сторонам, поднимать с пола, держась за поручни и не присаживаясь, различные предметы одежды. Потом мальчика нужно было одеть – и все это без помощи и стоя у поручней. Это очень нелегко! Но дает ребенку ощущение, что и он может все это сделать сам! И таких вот игр было превеликое множество. В огромном зале выстраивались целый полосы препятствий и дети были докторами «скорой помощи», которые сначала ехали (передвигались приставным шагом по поручням) к больным мишкам, потом звонили, вызывали машину (уокер), везли медведей в больницу (шли на уокере сами, в корзинке везя игрушку), подъезжали к параллельным брусьям, по которым нужно пройти, чтобы между ними уложить мишку в стоящую там больничную кроватку. Потом на уокере «ехали» в аптеку (подходили к низкому столику) и покупали кучу лекарств, пробивая чеки в кассе, отсчитывая довольно мелкие деньги (картонные кружочки), потом преодолевали туннель (проползали под закрытым одеялом патчем), огибали препятствие в виде длинного стола, который надо было обойти, опираясь на руки (Тошке с большим трудом давалось это, потому что он не умел огибать углы). Ну и так далее, и тому подобное – разве все расскажешь!
Очень трогательно проходил у нас День святого Николая. Европейские дети получают подарки от деда Мороза (Санта Клауса) не 31 декабря, как наши, а 6 декабря – в День Святого Николая. В этот день Санта Клаус пришел в группу детского садика, выучив хотя бы несколько теплых фраз на языке каждого ребенка – поздравил всех, подарил подарки, каждого взял на руки. Это было очень и очень приятно. Дети заранее готовились – делали поделки для него, кто мог – учил песенку или стишок, все вместе наряжали елку – и этот процесс тоже кондуктологами был обставлен с исключительной пользой – и содержал много сложных движений, которые необходимо совершить, чтобы получить игрушку – и повесить её на елку. Вечером в отеле, хозяйка отеля, обошла все-все-все комнаты – и каждого ребенка одарила подарками. Тоша получил набор красивой посуды для него и кучу конфет.
Я вообще была очарована тем, что когда мы куда-то ходили – в магазин, на рынок, на ярмарку – люди подходили к нам, дарили маленькие игрушки, шоколадки, конфеты, милые глупости, пожимали Тоше ручку, трепали его за щечку, многие говорили – «какой красивый ребенок!» . Я в России улыбки никогда не видел в наш адрес – просто, чтобы подбодрить. В лучшем случае, нас стараются не замечать, просто отвести глаза. В худшем – ну сами знаете, чего я рассказываю… Поэтому я вернулась оттуда разомлевшая, добрая, вся такая рождественская.. И, увидев в аэропорту, как проходящий мимо таджик харкнул прямо на пол в здании, привычно вздохнула – добро пожаловать домой..
Самым большим переживанием была их транспортная забастовка. Очень показательно! За неделю до нашего отъезда, траспортники объявили забастовку. То есть самолеты летали через раз, а поезда не ходили и вовсе. А там было несколько мам с Украины – они должны были уезжать поездом. Так вот в день их отъезда выяснилось, что они не могу никуда уехать – так как забастовка. А виза заканчивается, а из отеля выселили.. В общем, в институте руководство и персонал повели себя очень достойно. Они сказали, что не могут заставить отель дать им номера бесплатно, или выселить людей, которые уже поселились в тех номерах, но они попытаются помочь. Было быстро организовано питание – всех детей вымыли, покормили, и потом женщины-кондуктологи позвонили мужьям, и те просто за оплату бензина, повезли больных детей через всю страну к украинской границе – в Ужгород! Каждые полчаса подъезжал чей-то муж, и забирал одну семью! Это было для меня просто культурным шоком! Ну кто бы у нас так делал? Впридачу, работники съездили сдали ж/д билеты и вернули мамам деньги за них!!!! Я очень переживала, как самой удастся улететь
В общем, голова и сейчас переполнена впечатлениями – все равно всего не опишу. Но если есть вопросы – задавайте, с удовольствием отвечу. А пока – предоставлю вам финансовый расклад. Итак, день занятий стоит 75 евро, плюс первая консультация 88 евро. День в отеле 50 евро. Перелет – около 1000 долларов. Считаю, что питаться в институте – напрасная трата денег. За 10 евро, которые стоит питание на день, можно триста раз хорошо поесть в их ресторане. Правда, рестораном они называют свою местную институтскую столовую – правда чистенькую и неплохую. Но едят они очень непривычно для нас. Скажем, суп, сваренный на редисковом «бульоне», представляете, какая пакость?! Любое второе – дико зажаренная панировка, толщиной в палец, и внутри что-то тонюсенькое – курица, индейка, кусочек сыра. Рыбу они не едят совсем, что очень огорчает. К обеду подается водопроводная вода в кувшине. Никакого сока не положено, как и хлеба. Хлеб дадут 1 раз – кусочек за завтраком. Так что, чтобы обеспечить привычной едой ребенка – нужно готовить самой. Питание совсем дешево. На наш, московский взгляд, там давно наступил коммунизм. Килограмм сахара – около 10 рублей, литр масла – около 25. Самое дорогое отборное мясо – 10 евро. Но очень дороги детские каши – по 5 евро за пачку и также детские фруктовые пюре. Достаточно дорогой проезд – 270 форинтов – то есть чуть больше одного евро.

Не знаю пока как - но я твердо намерена ехать туда в марте, или около того. Хотя бы на две недели. И столь же необходимым считаю поездку туда мужа и бабушки.
Аватар пользователя
Мария
Учредитель
 
Сообщений: 1558
Зарегистрирован: 14.04.2005 11:31
Откуда: Москва

Сообщение Мария » 13.01.2009 13:03

фото приспособлений, колясок:
http://www.eva.ru/albumpage/92949/1.htm
http://www.eva.ru/albumpage/92949/2.htm
вот знаете... я почитала... это же все элементарно! такие простые приспособления, на уроке труда любой мальчишка может сделать.. почему же у нас этого ничего нет???
почему работники института говорят, что когда они видят ребенка с грустными глазами, который абсолютно ничего не может сделать сам, они знают, что это ребенок из бывшего СССР?
риторические вопросы.
Аватар пользователя
Мария
Учредитель
 
Сообщений: 1558
Зарегистрирован: 14.04.2005 11:31
Откуда: Москва

Сообщение Елена Тростникова » 13.01.2009 14:36

А все-таки, что такое кондуктивная педагогика? Мы ж не знаем...
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Мария » 13.01.2009 16:55

Елена Тростникова
как я поняла, основная задача кондуктолога - привить особому ребенку социальные навыки, добиться максимальной его самостоятельности
Аватар пользователя
Мария
Учредитель
 
Сообщений: 1558
Зарегистрирован: 14.04.2005 11:31
Откуда: Москва



Вернуться в Информационно-справочные материалы



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1



cron