Елена Тростникова » 05.03.2010 12:54
Надеюсь, тут появится отец Андрей и скажет как священник, но два соображения от просто церковного человека (который к тому же пишет и издает книги об основах веры):
1. В автомобиле особенно нужна молитва, любой верующий человек даже кратенькую поездку начинает молитвой, тем более должен "включать" молитву при трудной дорожной ситуации. Икона по меньшей мере концентрирует молитву, являет ее "адресность".
2. "Скрытая от глаз" икона - нонсенс и идолопоклонство. Икона - зримый образ, соединяющий нас с Первообразом; если она "скрыта от глаз", то она - действительно "доска и краски" (как говорили иконоборцы), - ну, или там металл и краски, бумага и краски... Воистину, не в веществе действие иконы, а в молитве, духовной связи и в "переходе почитания с образа на Первообраз".
Скрытые от глаз иконы были уместны в атеистическое время, в какое росла я: тогда не спрятанная, публично выставленная на рабочем месте икона могла стоить даже и увольнения, и в любом случае огромных неприятностей; только такие великие люди, как святитель Лука, хирург и исповедник, могли перешагнуть через это (он не позволял убрать икону из операционной). Вот тогда люди прятали их и тайно обращались к ним.
Мне всегда душу греет, если я сажусь в машину (такси) или автобус, или попутку какую на краю света и вижу в кабине иконку; я чувствую близость и помощь святых и то, что водитель хотя бы в крайнем случае вспомнит о молитве. Да и меня хотя бы сам миг, когда глаз остановился на образе, заставляет помолиться ("лишний раз").
И иконой, и крестным знамением в публичном месте человек говорит не только и не столько "я хороший и правильный", сколько "я христианин" - в мире, отнюдь не сплошь христианском, это малое (пусть и "дешевое"), но исповедание веры и верности.