Сегодня читалось известное Евангелие о талантах.
Проповедь на него говорил наместник одного известного московского монастыря, и мне посчастливилось ее услышать.
Возможно, что ее краткий пересказ будет небесполезен.
Честно говоря, когда сам о. Т. вышел на амвон, я подумал, как бы мысленно искушая его, ну вот что тут можно сказать, такая очевидная тема, мол, надо приумножать Божий дар, а с тем, кто закопал, все или почти все давным-давно йасно.
Но ничего подобного!
В самом деле, иногда кажется очевидной некоторая несправедливость к рабу, который получил один талант.
Ведь на самом деле из текста видно, что хозяин, вернувшись, даже не взял себе в прибыль разницу, полностью или частично, которую создали обладатели двух или пяти талантов. Иначе необъясним его приказ взять один талант,вырытый из земли, и отдать имущему десять.
Т.е. Творец нисколько не был ростовщиком, ему ничего материального, никакой материальной прибыли от своих рабов не надо.
Так в чем же тогда причина более чем сурового недовольства хозяина по поводу раба ленивого и лукавого, ведь хозяин даже не планировал обогатиться за его счет...
Хозяин ждал от своих рабов творчества, т.к. он и сам был творцом, и видимым проявлением которого и стало приумножение талантов.
В самом деле, в награду приумножившему не отдаются таланты, полученные им как прибыль, об этом вообще не говорится и подразумевается само собой. Или не подразумевается, это вообще по тексту не особо и важно. Приумноживший, проявивший творчество, получает право быть поставленным над многим и войти в радость господина своего, т.е. встать вровень с ним.
При этом верные рабы приумножили ровно столько, сколько им было дано. Это важно. Т.е. в процессе творчества все же нельзя превзойти самого Творца, создать что-то, более великое, чем он.
Что же вызвало недовольство Творца лукавым и ленивым рабом? Он под надуманным предлогом(ты, Творец, бываешь жесток, собираешь там, где не рассыпал, не сеял и т.д.) отказался от данного им творцом и предпочел жить и обходиться без этого. Т.е. повторил бунт против Творца, первоначинателем которого был падший ангел.
Мол, то, что ты мне дал, на, возьми, забери назад, мне это не нужно. Ты часто бываешь жесток, ты не слышишь мои молитвы...
Допустим, я так думаю, Творец дал кому-то талант повара(кухарки) и дьякона, а раб решил управлять государством и быть маршалом Василевским, к примеру.
А вот другому рабу(в данном случае, про рабыню, одну известную православную писательницу) он дал таланты кухарки, писательницы и поэтессы и водителя автомобиля "Волга", и она всеми ими распорядилась так, как надо. При этом не дерзая в своем даре слова дойти до богословия и становиться рядом с Алексеем Ильичом О-м, к примеру, а в вождении автомобиля - с Шумахером.
А вот другой раб, имея дар слова, дерзнул стать афонским монахом, но вовремя что-то такое понял и возвратился к своим литературным скрижалям.
Поэтому, это уже продолжал отец Т., надо разобраться в своих талантах.
Вот есть, я думаю, у тебя талант дворника, смирения и врача, то надо и все их развивать, творить на их основе, не отбрасывая дерзко ни единых из них.
Вот.