Вопросы безопасности духовной жизни благотворителя, или ОБДЖ

Сообщение Anonymous » 10.10.2007 22:34

А мне кажется, что у Вас именно личный-то духовник и есть: именно потому, что вокруг Вас — "вакуум". 1::: ::::6
Из личного опыта. Когда у меня не было духовного отца, я (помолясь, конечно) обращалась к разным простым батюшкам и от каждого слышала... пророчество. Но когда я просилась к ним в духовные чада, от меня бежали на большой скорости. Как только у меня появился духовный отец, все сразу поглупели и отупели, даже маститые старцы с -цатилетним духовническим стажем. Никто не знает, что мне отвечать. На некоторые вопросы, однако, и духовный отец не отвечает. Зато когда я его спрашиваю, не так ли надо поступать,
говорит: именно так.
— А что-же Вы мне сразу не ответили?
— Я ждал, кагда сами разберётесь.
Anonymous

 

Сообщение Елена Тростникова » 10.10.2007 22:46

Да... очень по-разному бывает...
Вот меня.... ой как давно... мой духовный отец "отпустил в свободное плаванье"... Так и сказал: "Раз у тебя такой хороший автопилот, я не рискую переводить тебя на ручное управление". И я все эти годы (годы!) билась, мучилась, страдала: отступился, бросил... А он меня "родил во Христе", он - и "мои университеты", и сформировал мою духовную личность... Страдала очень, другого "отца" не искала, жила на "автопилоте"... И только совсем недавно, нежданно попав к нему на исповедь, поняла, что всё это - так и надо было, что по воле Божией он меня "отпустил" и только благодаря этому я, быть может, смогу теперь снова быть под его руководством. Был такой очень большой и нужный Богу путь, который надо было пройти без поводыря, как бы ни было сложно (сколько я поводырей ни искала, не давалось мне!). Теперь, когда этот путь пройден, я это и сама вижу. А пока шла - почти отчаивалась.
Теперь вижу и то, что никуда не "бросал", что отцом и остался, и надеюсь в самом главном (но очень хорошо отфильтрованном: чисто физически силы батюшки ограничены, а "нас" слишком много с нашими горестями и проблемами) опираться на его помощь и совет.
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Anonymous » 11.10.2007 0:26

Да. ::6:: знает, что делает. Каждый человек должен привыкнуть к тому что его :+: за него никто не понесёт. Поддержка , ;;8; , :::2 , :::0 , утешения всяческие — не правило, а исключение. А с непривычки мы иногда делаем вот так: :2:::
Anonymous

 

Сообщение Елена Тростникова » 08.01.2008 12:45

Хорошая статья
http://www.wse-wmeste.ru/articles/8/
Печально, но получается, что список тех, кому мы помогать готовы, гораздо короче списка тех, кому нашего внимания и поддержки недостает. Почему же мы так избирательны при определении объекта своей помощи? Основная причина крайне проста:

Потому что человек хочет видеть конкретный результат своей помощи. Причем, по возможности, чем быстрее, тем лучше. Для многих людей непереносимо зрелище чужих страданий, если нет возможности прекратить их немедленно и насовсем, особенно, если этот человек обладает привычкой проецировать все на себя. Как известно, от тюрьмы и от сумы:

Гарантия положительного результата, это главный и практически единственный запрос помогающего к благополучателю, хоть и выраженный в самых разных формах. Дал денег на операцию для ребенка - вот здоровый ребенок. Решил помочь детскому дому - вот радостные дети смотрят новый телевизор. Оплатил образование нищему талантливому студенту - вот стипендиат получает Нобелевскую премию. Мы хотим, чтобы те, кому мы помогаем, были счастливы, успешны и здоровы. Иначе нам начинает казаться, что их неблагополучие сводит на "нет" наши усилия и девальвирует наши благие намерения. Поэтому мы и останавливаем свой выбор на тех вариантах, где шансов больше.

Что же делать?

Помогать, начиная с ближнего круга.
Не надо обязательно искать тех, кому помощь нужнее всего. Универсальных критериев их выявления не существует. Иногда для того, чтобы спасти жизнь человека, ему нужно сделать сложнейшую операцию, а иногда с ним надо просто поговорить. В соответствующих кругах широко известна история одного несостоявшегося самоубийцы, который пытался выброситься из окна, потому что узнал, что у него отрицательный результат теста на ВИЧ. "Минус - это же плохо" - кричал он в телефон доверия. Хорошо, что есть такой телефон.

Не надо усложнять проблему выбором. Надо просто реагировать на окружающую действительность. Все ли мы знакомы со своими соседями по подъезду? Может быть, рядом с вами живет одинокая больная старушка, которой некому принести молока.

С одной стороны, всегда исходить из интересов того, кому вы помогаете, а не из своих . Наиболее очевидные решения не всегда самые правильные. Видя облупившийся фасад детского дома, очень хочется его покрасить, но будет ли это также нужно детям, как, скажем, поездка на туристический слет или экскурсию? Что полезнее, купить больному ребенку плюшевую игрушку, или кинуть денег на телефон его маме, которая на последние приехала из дальнего села лечить своего малыша и живет с ним в больнице? Если ресурсы, будь то материальные или временные, ограничены, то надо выбирать по принципу приоритетности. А для этого нужно потрудиться посмотреть на проблему с разных сторон.

И, с другой стороны, не допускать жертвенности . Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Прикасаясь к проблемам, в которых и так много сложного и часто даже трагичного, не надо усугублять ситуацию своим к ней отношением, надо стараться нести свет.

Не пытаться увидеть результат помощи на пять шагов вперед . Это не значит, что не нужно просчитывать последствия, очень даже нужно. К решению любого вопроса нужно подходить взвешенно и обдуманно, сводя риски к минимуму. Просто, в момент принятия решения об оказании помощи, ключевым фактором является именно человеческое желание помочь, а не стопроцентные гарантии успеха предприятия. Бывало, что дети, на лечение которых собирали деньги, умирали. Более того, бывало, что те, кому давали деньги на хлеб, пропивали их. Но не помогать никому, просто потому что существует подобная вероятность - признак душевной трусости.

Помогать всегда . Не раз в год на Рождество, а все время жить с настроем на готовность помочь. Тогда это станет привычкой, и будет даваться легко. Чем больше людей втянется в помощь другим, тем легче нам будет перераспределить на всех эту ношу.
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Елена Тростникова » 24.01.2008 11:56

Запоздало нашла статью на "Милосердие.ру" с интересными мыслями
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=36&id=4857
"Как и что делать волонтеру, чтобы не навредить другим и себе"
выдержки

Что может нам помешать? В начале человека мучает страх первого шага. Он чаще всего выражается в мысли, что я лично мало чем могу помочь; от меня ничего не зависит; моя помощь ничего не изменит и т.д. Как правило, если человек действительно дозрел до помощи другим, то рано или поздно он как-то с этим справлется. Представим, что это уже пройденный этап и мы стоим перед дверью с надписью «требуется помощь»! Что нас страшит? Сделав первый шаг и увидев другую сторону жизни, наполненную лишениями, страданиями, горем – сможем ли мы жить прежней жизнью, оградив себя от чужих переживаний? От чужого горя люди часто склонны дистанцироваться из своеобразного страха заразиться. Это вполне понятная защитная реакция: отгородиться от проблем других людей, убедить себя, что ухо болит не мое, душа страдает не моя, и вся эта чужая боль и болезни общества меня не касаются. А ведь это так страшно - оказаться со своей бедой один на один. Итак, если выбор сделан, и мы готовы помогать, необходимо, рассчитав свои силы и возможности, решить для себя – кому, как и с какой частотой мы можем (именно можем, а не просто хотим) помогать. Наша помощь и взятая на себя ответственность не должны стать неподъемным грузом и наказанием. Они должны быть нам в радость, и только тогда смогут принести радость и пользу другим людям. Замученный человек с потухшим взором, скорее принесет огорчение и тем, кому собирался помочь, и своим близким, что может стать серьезной проблемой.
Еще один большой блок проблем связан с управлением своим временем. Как не испортить себе жизнь? Как объяснить своим близким, почему вы занялись помощью каким-то незнакомым людям? Как определить «дозу» волонтерства, чтобы не слишком мало, но и не слишком много? ... У каждого – свои проблемы, которые всплывают в момент начала волонтерской деятельности – кто-то не умеет организовывать свое время, не умеет правильно расставлять приоритеты, у кого-то обостряются давние семейные конфликты. Именно – обостряются, потому что ничего нового в связи с волонтерством не возникает.

Дальше там много про "синдром выгорания", что само по себе интересно. но я не цитирую. Про то, как важно задать волонтерской работе некий разумный ритм. А вот еще про вазимоотношения с подопечными:
И вообще, то, что он несчастный, еще не значит, что он непременно белый и пушистый, у него могут быть и есть свои достоинства и свои недостатки. И если ты пришел помогать, не значит, что тебя встретят с распростертыми объятиями. И это не значит, что тебе не сядут на шею. По идее, человека можно «припахать» и на то время, которого нет, и на тот ресурс душевный, которого и нет. Этого позволять нельзя, обязательно нужно следить за своей целостностью.
...Не надо давать себя использовать как в психологическом плане, так и в житейском. Ты сегодня пришел на полчаса, а тебе говорят - ну, приходи на полдня завтра. И ты не можешь отказать этим глазам, поэтому приходишь, в то время как что-то другое у тебя срывается. Важно уметь сказать «нет». Если ты волонтер, это не значит, что тебя могут есть все, кому не лень.
Надо уважать право человека, которому ты помогаешь, на свои странности, свои проблемы, свои особенности поведения, но и свое право на них тоже уважать. Иначе тебе потом придется просить помощи самому. Волонтеры должны понимать, что для долгой и успешной помощи другим важно обеспечить свою собственную сохранность.

Есть момент, связанный с ожиданием, пусть неосознанным, благодарности. Важно помнить, что волонтерство – это добровольный выбор, и ни наши близкие, ни работники фондов, ни персонал учреждений – никто нам ничего не должен. Никто не будет смотреть на нас как на супер-героев и бурно рукоплескать нашему решению чем-то помочь. Наша награда – радость, которую мы получаем, помогая, ощущение осмысленности и так далее, но не более того. Люди, которые даже подспудно ждут благодарности, очень быстро обламываются, потому что они ее как правило не получают или получают не в той форме, которая им виделась в мечтах. И это происходит вовсе не потому, что люди черствые и неблагодарные, конечно, это не так. Просто человек в беде не всегда находит силы даже на то, чтобы сказать спасибо. Таких сил и времени запросто может не оказаться и у сотрудников учреждений и фондов. И это совершенно нормально, нам же никто не говорит спасибо, за то, что мы дышим.
Есть и другая крайность - люди, которые совершенно не ожидая никакой благодарности, готовы броситься «с головой в омут» и свернуть горы. Такой энтузиазм не всегда хорош. Главной заповедью волонтера должны быть слова «не навреди». Это значит, что все действия необходимо согласовывать с работниками фондов или координаторами инициативных групп и учреждений. Независимо от возраста и социального статуса – это, как правило, люди, которые сами прошли разные ступени волонтерства и хорошо знают, что где как устроено, кто где в чем нуждается, и к кому обращаться по тому или иному вопросу.
...
Рената Розовская, Волонтеры.ру
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Елена Тростникова » 19.03.2008 22:46

На "Милосердии.ру" интересное интервью с Ирочкой Лайхтман в связи с отчасти известной нам историей
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=12&id=6857
"Надо уметь сказать «Нет»"

- Есть такое выражение «С креста не сходят». Как понять, когда какая-то подобная ситуация – твой крест, и сойти с него нельзя, а когда надо сказать этому человеку «До свидания»?
- Рвать отношения можно, если ты понимаешь, что сделать больше ничего не можешь, что сделал все, а с тебя продолжают что-то еще требовать, при этом тебя постоянно обманывая. Но всегда ли можно сказать «до свидания»? Не всегда! Вот в том-то и дело. Если есть возможность устроить человека как-то иначе, можно пойти на это, ревность не по разуму тоже не хорошо. Если нет – то с креста и не сойдешь – отступать некуда. Попрощаться можно, если, например, люди не выполняют элементарных твоих требований. Я никому не позволю пользоваться моей личной зубной щеткой, расческой, мочалкой. Это элементарно. Если моему гостю это не нравится, то я его у себя дома не задерживаю – дверь открыта.

- Когда речь идет о нуждающимся, очень сложно бывает отказать, даже если и понимаешь, что надо.
- Нужно уметь сказать «Нет». Это очень просто, но это одновременно очень сложно. Последняя фраза, которую я сказала Михаилу, звучала так: «Если ты надеешься заставить меня делать то, чего я делать не собираюсь, то ты очень сильно заблуждаешься!». Я перестала лично для него что либо делать, но продолжала решать вопросы с его размещением на государственное обеспечение, в центр социальной адаптации. Сейчас он находится в этом центре, его там кормят, осуществляют уход, но он не получает от меня тех денег, которые он получал, когда лежал в 19-ой больнице.

- Если начать самому решать, что для человека полезно, а что – нет, можно очень ошибиться. И получится, что ты всю жизнь помогаешь тем, что ему и не надо, а он все это время нуждается в какой-то элементарной вещи, о которой ты и не думаешь…
- Вы правы, можно и всю жизнь помогать, а это окажется лишь во вред. Как определить? Нужно, я думаю, исходить из принципа разумной достаточности. Я много работаю с родителями больных детей, участвую в сборе денег для лечения и проживания и т.д. Бывает, особенно когда приезжают из далекой российской глубинки, у них, как говорят, «крышу сносит», появляются все более изысканные желания. И чем дальше – тем больше. С одной мамашей у меня состоялся очень суровый разговор, когда количество ежедневно покупаемых игрушек с целью «порадовать детку» перешло все разумные пределы. А деньги были собраны на лечение и проживание. Денег было даже по московским меркам собрано достаточно много. И мамаше казалось, что этот золотой дождь с неба никогда не кончится. Пришлось очень жестко объяснить – на что она имеет право тратить, а заодно и доступ к средствам ограничить.

- Может быть, надо с благополучателями заключать что-то типа договора с распределением обязательств?
- Договорные отношения еще никогда никому не мешали, но всегда ли уместен договор? Предусмотреть все не всегда возможно. В случае с Михаилом, я бы договор не с ним заключала, а вот с тем самым благотворительным фондом – можно было бы. Какой с Михаилом мог быть договор? Он хотел получить как можно больше и ото всех сразу… Вполне объяснимое желание. Желания старухи из сказки Пушкина тоже вполне объяснимы… Я не хочу сказать, что Михаил остался «у разбитого корыта», но если бы он вел себя по-человечески, то я бы продолжала ему помогать, продолжала бы даже в том случае, если бы средства на него перестали поступать вовсе. Но помогать, когда плюют в душу, я не смогла.

- Пока тянулась история с Михаилом, у вас были периоды отчаяния, разочарования в людях?
- Отчаяние было, разочарования не было. Никогда нельзя требовать от человека больше, чем он может дать. Я выросла в семье врачей и с детства я видела, как к нам в дом приходят люди, и родители никогда не говорят «нет». У меня был кризис чисто психологический, тогда я стала искать психолога и нашла руководителя православного кризисного центра, он мне очень помог.
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Елена Тростникова » 30.04.2008 14:51

Замечательное интервью Светочки Покровской публикует "Нескучный сад"
http://www.nsad.ru/index.php?issue=46&s ... rticle=904

Вот часть этого интерьвю, имеющая непосредственное отношение к теме

-- Светлана, как по-вашему, что движет добровольцами? Порыв? Желание почувствовать какую-то отдачу?
-- Это никакой не порыв, что вы! Бывает, что для человека волонтерство -- это выброс адреналина, вроде экстремального вида спорта. На первом этапе любая мотивация не плоха. Но тот, кто долго занимается благотворительной деятельностью, знает, что это сплошные проблемы и искушения, милосердие -- это кровопролитие. Бывает, что человек начинает помогать заниматься «на порыве», но при первой же трудности порыв проходит, а помощь-то все равно нужна. Настоящее милосердие отличается от доброго порыва… примерно как влюбленность от любви. Любовь приемлет человека таким, какой он есть, с его недостатками и скорбями. На первом порыве волонтерства мы влюбляемся в некий собирательный образ «несчастной старушки», «детдомовского ребенка», «сельского батюшки». Если вовремя не снять эти «розовые очки», то «влюбленность» пройдет вместе с желанием помогать.

И ожидание отдачи губит все дело на корню. Хорошо, если у человека появится нормальный рабочий настрой. Работа собственно и начинается после завершения порыва. Когда она становится обычной жизнью -- вот это нормально.
Но если пришел волонтер, мы не стараемся «вычислять» его мотивацию. Наше дело ему помочь, направить.

-- Как вы боретесь с синдромом выгорания?
-- Синдром выгорания может быстро наступить, если надеешься только на собственные силы, когда тебе кажется, что ты сам все можешь. Лучше полагаться, насколько это возможно, на Божию волю и просить у Него помощи. Мы всегда за наших подопечных молимся и просим молиться всех наших знакомых батюшек. Ну и не нужно браться за непосильные вещи.

О «правде жизни» и борьбе с ней
Из записок Светланы:

Приезжаем в детский дом. Директор всячески демонстрирует свою хозяйственность, мол, и днем и ночью на работе, все о детях хлопочу. Видит, что мы разгружаем из «Газели» стиральные машинки, спортинвентарь, игрушки, вещи. Директор в ужасе: «Что же я теперь с этим делать буду, полдня на учет ставить! Увозите обратно!»
***
Идем по детскому дому. Поздний вечер, детки в основном улеглись. Директор все не может успокоиться по поводу стиральных машинок: «Зачем вы их привезли? Мы детей к труду приучаем. Они у нас сами стирают». Моего умиления хватает ненадолго, до ближайшего туалета, в котором наблюдаю трудовой процесс: девочки лет пяти, стоя босиком на кафельном полу (в октябре-то!) в оцинкованном ведерке с водой моют свои трусики, а дородная женщина подбадривает: «Ну, кто еще описался?»
***
На заре нашей деятельности, в пору «доверия всему человечеству», директор одного детдома написал нам своеобразный документ, некий акт приемки-сдачи гумпомощи:
колготки детские 56 пар -- розданы сотрудникам детдома;
куртки б/у, 25 штук -- розданы населению села Х;
игрушки мягкие, 46 штук -- переданы в санэпидемстанцию на дезинфекцию;
обручи, 6 штук -- сданы на склад. Звоню директору, интересуюсь, почему детям ничего не досталось, и слышу в ответ: «Это правда жизни!»
С тех пор, избегая «правды жизни», отдаем подарки детям лично в руки.

О подопечных и помощи
Чтобы понять, какая нужна помощь, нужно увидеть ситуацию своими глазами. Есть масса возможностей понять истинное положение дел. В учреждении буквально с первых шагов, по запаху можно определить, что там. Деньги можно давать только проверенным людям, когда знаешь, что они их потратят на детей. Если семья неблагополучная, родители пьют, лучше прийти накормить детей. Но не давать сесть на шею, сразу очертить объем помощи и его строго соблюдать. В любой проблеме нужно искать корень. Бывает, что в семью просят купить телевизор, а причина бедственного положения в том, что у папы нет работы. Прежде чем брать на себя обязанности по помощи семье и даже храму, нужно посмотреть вокруг, все ли другие возможности они использовали? Если видишь, что помощь нужна, но не в том объеме, о котором было заявлено, нужно честно об этом сказать: «Вот это и это мы сделать можем. А вот это -- извините, нет».
5:::
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Елена Тростникова » 02.06.2008 20:34

Маленький, новенький сайт, посвященный творчеству Симоны Вейль, о которой никто из нас ничего не знает. Вдохновенное предисловие переводчика настолько личностно и так ярко, что интригует: кто же это? Оказываетс, старый знакомый - "Петр Епифанов", автор книги "О жизни и смерти простые рассказики", он же священноинок Симеон, издатель старообрядческого альманаха "Крылья голубиные" (прекрасный сайт!).
О о "нашей теме" тут есть... у Симоны.

Внимание составляет суть не одной только любви к Богу. Любовь к ближнему, о которой мы знаем, что она есть то же самое, что и любовь к Богу, имеет ту же суть. На этом свете несчастные нуждаются, как ни в чем другом, в людях, способных отнестись к ним со вниманием. Способность отнестись внимательно к человеку несчастному – вещь очень редкая, дело очень трудное. Это почти чудо, – нет, настоящее чудо. Почти все, которые считают себя имеющими эту способность, не имеют её. Горение, порыв сердца, жалость – всего этого недостаточно.

В первоначальной легенде о Граале рассказывается, что Грааль, чудесный камень, который, по силе священной Жертвы, может утолить всякий голод, будет принадлежать тому, кто первый скажет стражу этого камня, королю, на три четверти парализованному жестокой раной: «Что мучает тебя?»

Любовь к ближнему во всей полноте заключается в том, чтобы быть способным спросить его: «Что мучает тебя?» Это означает: знать, что несчастный существует не просто как экземпляр в коллекции, не как единица в социальной категории под этикеткой «несчастные», но как человек, который однажды был поражен и заклеймен ужасным клеймом несчастья. И для этого достаточно уметь (что невозможно заменить ничем другим) рассмотреть его определенным взглядом. Этот взгляд есть, в первую очередь, – взгляд внимательный, когда душа освобождается от всего личного, что ее наполняет, чтобы впустить в самоё себя человека, которого она видит таким, каков он есть, по всей истине. На это способен лишь тот, кто способен приложить внимание.


http://simoneweil.ru/index/0-5
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Антон » 19.07.2008 16:06

Я давно хотел высказать тут пару своих скудных мыслей. Новая тема про соцзащиту меня к этому подтолкнула.
Прежде всего, я думаю, между собой благотворителям(если они объединены в какую-то группу, организацию и прочее) не следует вступать в какие-либо деловые, партнерские, личные или иные отношения, если в этом нет явной необходимости. Особенно если люди живут в большом городе, где можно найти исполнителялюбой услуги, работы, помимо этого круга. Этот круг - для благотворительности, от остального следует, по возможности, воздерживаться. В небольших населенных местах ситуация может быть иной.
В отношении с опекаемыми воздерживаться от непрошенных советов, особенно касающихся их воцерковления и жизни в храме. Эти советы, кроме раздражения подопечных и благотворителя, ни к чему не приведут. Вообще, выбирать для советов(если дерзаете их давать или к тому есть явная необходимость(такое тоже бывает) в такой форме, как будто это мнение самого опекаемого или если Вы откликаетесь на какое-то едва видимое его душевное движение, распознав его.
И вообще помнить, что лучшее - ярый враг хорошего.
Аватар пользователя
Антон
Президент фонда
 
Сообщений: 5071
Зарегистрирован: 29.04.2005 10:10
Откуда: Москва

Сообщение Антон » 16.11.2008 0:40

А также нужно взять за неукоснительное правило -
ни в коем случае не обсуждать использование обещанных(запланированных и т.д.), но еще физически не полученных от благотворителя денег. С особенной категоричностью возбраняется это делать с нуждающимся, на которого предполагается потратить эти неполученные деньги.
Аватар пользователя
Антон
Президент фонда
 
Сообщений: 5071
Зарегистрирован: 29.04.2005 10:10
Откуда: Москва

Сообщение Елена Тростникова » 05.08.2009 10:42

Предпочитать доброе изволение есть дело желающего; довершать же выбор доброго изволения - дело Божие. Для сего человек имеет нужду в Божией помощи. Будем же делать так, чтобы за появляющимся в нас добрым желанием следовали частые молитвы, с прошением не только оказать нам помощь, но и показать, благоугодно ли желание сие воле Божией или нет. Ибо не всякое доброе желание входит в сердце от Бога, но только то, которое полезно. Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает ему; потому что иногда подобное сему желание входит и от диавола, не на пользу нам, а во вред, или потому что дело желаемое не в меру нам, так как мы еще не достигли соответствующего тому жития.

Преподобный Исаак Сирин

Замечательная цитата, с подачи Галины61
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Елена Тростникова » 05.08.2009 10:52

Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
(1 Пет. 2, 20, 21)

Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.
Преподобный Дорофей Палестинский († 620).

Если люди будут признавать сделанное тобой добро уже сейчас, то потом, в жизни вечной, ты услышишь: Получил уже доброе твое (Лк. 16, 26) Нам следует радоваться тому, что другие не признают наших трудов и оставляют нас без воздаяния, поскольку Бог учтет эти труды и воздаст нам за них вечной платой.
Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостию приемлет последующие за тем бедствия.
Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним.]
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думай о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет он тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-нибудь добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою.
Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Елена Тростникова » 29.10.2009 0:19

На "Милосердии.ру" хорошая статья о. Аркадия Шатова про "синдром выгорания".
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=78&id=10402
Я думаю, что вообще в мире, в котором мы с вами живем, это состояние очень распространено. Когда я сталкиваюсь с ним, то обычно вспоминаю слова Шекспира, монолог Гамлета - тот монолог, в котором Гамлет думает, как отомстить за своего отравленного папу, размышляет, хочет это сделать, но все же не знает, приступить ли к этому или нет, и даже думает покончить с собой. Этот монолог заканчивает такими словами: «и начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия». Это значит, что человек с энтузиазмом начинает что-то делать, начинанья его вздымаются вверх, но потом сворачивают куда-то в сторону и теряют то, ради чего они вознеслись, теряют название свое и оканчиваются ничем....
Очень часто дело в своем начале, особенно если это дело - благое, доброе, бывает очень хорошим. Как родившийся младенец. Очень милый, хороший. В семье – мир, тишина. Но вот он вырастает до 16 лет, а сейчас до 13-14 лет, и начинаются безобразия: он начинает курить, пить, принимать наркотики. И этот милый ребенок превращается в страшное чудовище. В начале многих наших дел все было замечательно...
Почему это происходит? Отчасти потому, что когда мы начинаем что-то, у человека появляется интерес, воодушевление. А потом, это дело «приедается», становится скучным, хочется чего-то нового, другого. В публикуемых списках грехов есть даже такой – «любовь к новизнам». Кто-то любит путешествовать, обозревать новые виды, города. Потом все это приедается...
И вот эта страсть к новизнам может примешаться к каждому делу. Когда мы эту страсть удовлетворим, у нас оказывается, нет сил, чтобы делать дело дальше. Мудрые духовники знают это...
Кроме того, есть и другие страсти, которые могут примешиваться к новому делу. Это может быть тщеславие или гордость. Примешивается и азарт, желание сделать что-то великое несмотря ни на что, добиться успеха. К хорошему делу примешиваются греховные страсти.

Бывает человек, тоже по страсти, берет больше своей меры, та девушка, которая возглавляла одно из наших подразделений. Она слишком рьяно взялась за дело и потом это оказалось для нее невыносимо.
Бывает так, что у человека, когда он делает какое-то дело, нет радости. Все-таки жизнь должна быть радостной. Погружаясь в чужие скорби, горе, человек начинает терять радость жизни. Очень часто это бывает с людьми одинокими. У не одиноких людей есть семья. Это может быть муж или жена, это могут быть родители, если у них есть какое-то общение, утешение. Если есть такая семья, то человеку легко возвращаться домой после ухода за тяжелыми больными, за умирающими в хосписе, после общения с неблагополучными детьми, после всех трудностей связанных с помощью нуждающимся. А если человек одинокий – он приходит домой, и дома он – один, у него нет никаких семейных радостей.

Нужно обязательно помнить, что мы должны отдыхать. Должна быть какая-то другая радость: искусство, спорт, природа, творчество, чтение книг, кино (но мало сейчас хороших фильмов – все хорошие посмотришь, начнешь потом все подряд смотреть, всякую ерунду, так что лучше не «подсаживаться» на кино).

Конечно, происходит это еще и потому, что человек живет, не общаясь с Богом. И вне общения с Богом он растрачивает себя, растрачивает свои естественные силы, а восстановления не происходит. Черпать радость ему негде. Можно черпать ее в общении с родными, в интересном деле, но, конечно, самый главный источник радости, источник любви, мира и утешения – Бог. Если человек не может прийти на службу и там помолиться, если он не может покаяться в грехах, не может причаститься Святых Тайн, не может вспомнить Евангельские слова в трудную минуту, если он не знает этой радости, тогда, конечно же, ему бывает тяжелее вдвойне.

Кроме того, мне кажется, что иногда то, что мы называем синдромом выгорания – это просто ощущение, которое возникает у человека при несении креста. И, на самом деле, всегда делать доброе дело легко, радостно – невозможно! Есть попытки у лжеучителей привести человека к совершенству легким путем – антропософия – или теософия – знание, как достичь мудрости без несения креста, попытка овладеть добродетелями без усилий. Но это ложный путь. Добродетели и добро утверждаются только крестным подвигом. И если мы начинаем делать что-то доброе, мы обязательно должны быть готовы к тому, что придет момент, когда это будет делать тяжело, когда не будет сил этим заниматься. И если человек знает о Боге, имеет с Ним общение, он может крест свой донести, потому что видит перед собой Христа, который несет крест, который взошел на крест. Обращаясь ко Христу он получает утешение, радость облегчение страданий, а без этого нести свой крест – невозможно. Необходимо помнить, что жизнь – это несение креста.

Ну и дальше там очень хорошо о страстях и борьбе с ними. Почитайте! Просто, точно и убедительно.
:::8
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Елена Тростникова » 29.10.2009 0:58

И все-таки еще оттуда. О скорбях, из Добротолюбия.
Это сказал пресвитер Илия: «Христианину, право верующему в Бога, не следует беззаботно предаваться беспечности, но всегда ожидать искушения и быть готовым встретить его, чтоб, когда придет, не изумляться и не смущаться, но благодарно претерпевать тяготу скорби, содержа в мысли, что во Псалмопении говорит с Пророком: искуси мя Господи и испытай мя (Пс. 25, 2), – и то, что, в другом Псалме, Пророк не сказал: наказание Твое извратит меня, но, – исправит мя в конец (Пс. 17, 36).»... Дальше преподобный говорит: «Недостаточно для души к совершенному освобождению от греха произвольное злострадание, если кроме того, она не будет переплавлена и в раскаленной пещи непроизвольного»...
Оказывается, нам, чтобы нас сделать совершенными, нужно обязательно пройти через непроизвольные искушения! Произвольные искушения – что это? Вот, мы стараемся что-то делать, стараемся себя заставлять, поститься стараемся, молиться. Произвольно стараемся лишать себя чего-то, стараемся сдерживать свои страсти. Но без непроизвольного искушения (которое не от нас зависит), неожиданного, внезапного, мы не сможем научиться духовной жизни.

«Душа, если для совершенного очищения от греха не пройдет, подобно мечу, сквозь огнь и воду, т.е. сквозь произвольные и непроизвольные труды и тяготы, не может оставаться неуязвленной при встрече неприятных случайностей». Господь хочет нас научить все неприятные случайности встречать спокойно. Но, если мы не пройдем через произвольные и непроизвольные страдания, мы этому никогда не научимся.
И дальше, - тут я задам вам задачу, будьте внимательны - он говорит: «для искушений произвольных три бывают главных причины: здоровье, богатство и слава». Т.е мы произвольно можем не думать о здоровье, не стремиться к богатству, не искать славы. Понимать, что это не самое главное для нас, «так и для непроизвольных искушений тоже три причины: потери, болезни и клеветы.». И через это тоже нужно обязательно пройти. «Бывает же все сие иным на созидание, а другим на разорение».

Вот скажите мне, пожалуйста, как эти три вещи – здоровье, богатство и слава и парные их противоположности – болезни, потери и клевета связаны с тремя главными страстями? Здоровье – сластолюбие, слава – славолюбие, потери – сребролюбие. Видите, оказывается, Господь, попуская нам такие искушения, хочет прижечь в нас главные страсти. Т.е. если нам посылается болезнь, мы должны Бога благодарить, потому что Он учит нас избегать сластолюбия. Когда мы чего-то лишаемся, то мы учимся быть не сребролюбивыми. И когда на нас кто-то клевещет, говорит неправду, мы учимся избавляться от славолюбия.

Дальше он говорит «Не оскорбляйся на того, кто против твоей воли, хирургисал (оперировал) тебя (т.е. обличением вывел наружу кроющееся в тебе зло); но, взирая на выброшенную нечистоту, себя окаявай, а Бога, бывшего причиной такого о тебе устроения, благословляй». Здесь он говорит, что когда после обличения от людей в нас появляются злость, обида, уныние, когда мы начинаем смущаться этим, когда мы начинаем переживать: «как не хорошо он меня обозвал», - это выходит из нас нечистота, выходит это самое славолюбие. И на того человека нужно не обижаться, а должно обратить внимание на свою реакцию – какая скверна в тебе скрывалась, это же было в тебе! Некоторые думают, что этого не было, «это он меня таким сделал». Нет, это не правда. Это было во мне скрыто и он, когда меня обличал, когда он меня оклеветал, он показал во мне ту грязь, гадость, которая во мне скрывалась. И взирая на это, нужно Бога благодарить, благословлять, Он – причина такого действия. Главный Врач, главный Хирург больницы, в которой мы все пациенты – этого мира, где мы все живем.
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Сообщение Елена Тростникова » 24.12.2009 3:25

Гм! Натолкнулась на свою же двухгодовой давности тему "Как различать мошеннические просьбы о помощи" на кураевском
http://kuraev.ru/index.php?option=com_s ... msg1046396
Мне понравилось :)
Грубые признаки мошеннических просьб:
- то, что даются именно реквизиты для перечисления денег и не даются реальные контакты (телефон, адрес, и т.п.).
- то, что не выкладываются документы или даются с практически неразличимыми ключевыми данными (типа имени-фамилии, даты выписки, учреждения).

Но бывает и иначе. Иногда мошенники "слизывают" чужую просьбу вместе с документацией и именем (бывают такие подарки судьбы, что реальный страждущий - однофамилец мошенника, и т.д,; кроме того, во многих случаях нетрудно объяснить посредничество в получении денег родством, свойством + беспомощностью больного), согласны переписываться по электронной почте и продолжают плести порой довольно искусно в своем роде слепленную легенду.

Хорошим тестом часто оказывается предложение альтернативных путей помощи, способов выхода из ситуации. Нередко просители на этом этапе отключаются.
Вот наглядный пример:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_s ... ic=11746.0

В случае, если речь идет о болезни, надо, при расположении помочь, непременно попросить связи с лечащим врачом или лечебным учреждением, постараться вникнуть в детали дела, задавать вопросы по существу - это требует труда души, но именно он-то и нужнее всего в нашей "благотворительности".

И очень простое правило - проводить поиск в Интернет: на имя, на характерные словосочетания (вот в заглавной теме - поиск одного-двух сочетаний слов моментально привел бы к теме Инны), на электронный адрес. Результаты очень часто бывают красноречивыми.

Но самое важное - не выплеснуть с водой ребенка, не оскорбить действительно нуждающегося и страдающего человека явным подозрением, неосторожным словом. Помните. что люди болящие или многоскорбные особенно ранимы, что они могут писать и в цветисто-сентиментальном, и в невразумительном стиле из-за одного лишь стеснения или по свойству характера, что самые нелепые просьбы бывает, что и соответствуют еще более печальной и страшной реальности...

...Но мы и не должны тут все из себя разыгрывать честных пионеров - борцов со шпионами и разоблачителей. Рядовой гражданин должен просто иметь возможность насторожиться и несколько трезвее, чем по первому порыву. оценить ситуацию.
Но вот задача модераторов форума - уже прямо отлавливать и на корню отсеивать разные такие штуки.

...Вот еще подозрительный вариант, который я никак не могу классифицировать. Скажем, человек на массе форумов открывает чисто молитвенные темы. Но такие... чудноватые... Ну ладно, мало ли что... И вот поиск в сети (по словосочетаниям) показывает не только огромное количество этих идентичных тем, но и отсутствие каких-либо содержательных перемен в них со временем. Например, женщину уже два года "должны положить в больницу" с букетом болезней, а ее дочке все эти два года всё те же пять лет.
Вроде и криминала тут никакого нет - ну, запала в душу человеку чья-то история, он воспроизводит ее везде, просит молитв (данная конкретная тема, скажем, воспроизводится мужчиной, но в виде письма девушки) - ничего кроме молитв не просит. Но с другой стороны, когда я вижу, что люди искренне молятся за людей и ситуации, реальность которых вызывает такие сомнения,- а горячее всех молятся те, кто сам болен или страждет - в этом видится какой-то ужасный подлог, близкий к кощунству. Если человек так уж горит молитвой и так упорно просит ее у других, то что ж он своего-то слова не прибавит, связь с тем, о ком молится, не установит?
Но осадить его, а вместе с ним молящихся - вроде и рука не поднимается...
Аватар пользователя
Елена Тростникова
Совет фонда
 
Сообщений: 10341
Зарегистрирован: 15.06.2013 13:54

Пред.След.


Вернуться в Давай с тобой поговорим...



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1



cron