Дорогие мои, с праздником! (Хотя - уже попразднство, Собор Архангела гавриила и Суббота Акафиста, - Похвала Пресвятой Богородице). Раньше не написала, потому что весь день провела в жуткой головной боли (зато причастились с Настей).
Рада появлению раздела. Попробую поделиться с вами уместными в нем мыслями, возникшими у меня на сегодняшней службе. Я надеюсь. что это совершеннейшие азы экзегетики и богословия, но для меня самой это стало открытием.
О православии с любовью.
Благовещенье - вообще потрясающе боголовски насыщенный праздник, в его невероятных стихирах такая высота невосходимая - глубина неудобозримая (Радуйся, Мосте, к Небесе преводяй, и Лествице высокая, Юже Иаков виде!). И еще в этом празднике раскрывается невероятная глубина, которую дает нам богослужение - самый разнообразный в собослужебном отношении праздник, так как он может совпасть с такими разными и удивительными точками постно-Пасхального цикла, и каждое совпадение несет некую новую глубину!
И вот сегодня я, слушая на Литургии паремии - ветхозаветные чтения - просто не сообразила, что это паремия ДНЯ, а не праздника, и начала ломать голову и трудить сердце над этой загадкой: почему такое библейское чтение? А чтение-то было - про жертвоприношение Авраама. Как он оставляет осла и слуг, перегружает дрова на Исаака и идет в гору... и жертвенник, и занесенный нож... и ответ Божий: "Не пощадел еси сына твоего возлюбленаго Мене ради, воистинну благословляя благословлю тя..."
И, еще слушая эту паремию, я впервые прониклась мыслью: но ведь Сам-то Господь не пощадил Сына Своего возлюбленного ради Авраама (и мене ради), на том Совете Предвечном, образом которого является икона Рублева, теТри Странника, что прежде явились к Аврааму и обетовали рождение Исаака и потомство, которое умножится паче еска морского... Мы знаем, что Бог принес в жертву Сына Своего за Авраама; Авраам в ту минуту не знает этого. Но Бог - у несоизмеримого с ним человека и человечества в его лице - ждет и ищет (во всем Ветхом Завете ждет и ищет!) встречной любви... даже, как ни странно это звучит, "равной" любви; только любовь эта больше называется верой. И Аврааму во всей страшной, оглушительной и серьезной силе предъявлена эта... возможность настоящей любви - безответной жертвы (а не сделки: Ты мне, я Тебе, а вообще это игра такая) самым главным, ВСЕМ - Богу. Единородным, возлюбленным сыном. И Бог получает от человека этот ответ любви-веры. тут именно важно. что Авраама не знает о том. что УЖЕ за него отдан (будет отдан, но это УЖЕ предрешено и значит УЖЕ есть) Сын Божий. Он - отдает Богу своего сына и при этом ни на миг не теряет веры в то, что всякое слово Божие - истина, и обетование о том, как умножатся от него народы земные, от этого сына... Он не вопрошает - он отвечает так, что он действиельно ОТЕЦ ВЕРУЮЩИХ. Конечно. Господь знал этот ответ Авраама, и этот ответ входит в Крестную Жертву - в каком-то парадоксальном смысле равновеликий ответ человечества на Любовь Божества. На "Совет предвечный", с которого начинается песнопение праздника Благовещения...
А второй такой же равновеликий ответ - спасения нашего главизна! - ответ Девы: "Се, раба Господня!" Для Боговоплощения этот ответ Отроковицы необходим, это ответное свободное движение навстречу любви Божией...
...Ну вот, и только уже спустя время, после службы, я догадалась, что эта паремия - "случайно" пришла. А ведь каждое ткое "случайное" совпадение несет в себе глубины жизни и способно научить порой даже и несмысленных и косных сердцем!
А эти дивные стихиры Благовещенья повторяются и на Похвалу Богородицы, выпавшую назавтра:
Совет превечный
открывая Тебе Отроковице,
Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая:
- Радуйся, земле ненасеянная,
радуйся, купино неопалимая,
радуйся, глубино неудобозримая,
радуйся, мосте к небесем преводяй,
и лествице высокая, юже Иаков виде.
Радуйся, Божественная стамно манны,
радуйся, разрешение клятвы,
радуйся, Адамово воззвание!
С Тобою Господь.