Вообще у нас вышло непедагогично - ребенок впал в истерическое состояние, я была больна, времени вместе вытягивать реферат из Насти не было, и я его практически сама слепила, когда она заявила, что "ничего не понимает".
В первой части своей великой книги «Путь ко спасению», повествующей «О начале христианской жизни чрез Святое крещение, с указанием, как сохранить сию благодать в период воспитания», святитель Феофан дает замечательный и полный очерк христианской педагогики. В этой книге святитель расписывает дело воспитания по четкому плану, тем более четкому, что он не вдается в частности и постоянно замечает: «Все здесь не пишется, и только указывается главный тон действования», «подробности не раскрываются; ибо имеется в виду указать только главное направление воспитания», «случаи по-минутны, стоит взяться».
Многие высказывания святого совершенно афористичны, его фразы просто невозможно портить пересказом, поэтому в работе много прямых цитат.
вот правда - там всё и живое такое, человеческим языком, и очень четко выстроенное, и теплое до необычайности. Определения шикарные. Последовательность!
Я, поскольку реферат положэено писать не по одной книжке, предложила туда вставить антропологию из "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" (это письма с 4-го по 12-е, кажется - он раскладывает по полочкам, что такое дух - душа - тело и какие у них проявления и действия), но и без этого там все понятно.
По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное — а за ними и все свое внешнее, то есть жизнь семейную и общественную. Се — норма!
Любая воспитательная система должна быть целенаправленной, должна ориентироваться на желательный образ человека. В «светской» педагогике этот образ (идеал) достаточно размыт и неопределен, как и цель. А у святителя Феофана всё четко и определенно: и что такое человек, и куда ему стремиться.
Святитель формулирует цель христианской педагогики и всего воспита-ния: «Главная цель христианского воспитания — чтобы человек вследст-вие этого сказал бы себе, что он христианин» (с. 46). Он неоднократно на-поминает об этой цели, о смысле всех действий и устремлений педагога.
Вот как выглядит с этой точки зрения общий характер воспитания:
«Родители должны следить за всеми движениями раскрывающихся сил и все направлять к одному. Это закон — начать с самого первого дыхания дитя-ти, начать всем вдруг, а не одним чем, вести все это непрерывно, ровно, сте-пенно, без порывов, с терпением и ожиданием, наблюдая, однако ж, мудрую постепенность, подмечая ростки и пользуясь ими, не считая ничего маловажным в деле столь важном». (с. 43)
В книге «Путь ко спасению» святитель последовательно, от самого ранне-го возраста раскрывает, как проявляются в растущем человеке жизнь духа, души и тела и три действующих начала: ум, воля и сердце, — и каких средств воспитания они требуют.
Замечательно то, что все как-то просто и безусловно, и прежде всего цель воспитания, и все, что следует постоянно держать в сердце и действиях существа воспитующего. Это все просто и трудно, как Евангелие, и так же необходимо. Не - обходимо, не обойти; вне этого всё будет только попытками обойти, за деревьями постараться не увидеть Леса.
Анализируя «возрастание жизни» в ребенке, святитель для каждого возраста подчеркивает ключевые, опорные моменты и дает общие принципы воспитания применительно к ним. Причем подразумевается и говорится, что сказанное о более раннем возрасте потом также остается в силе, но с новой возрастной ступенью выступают на первый план и новые особенности человеческого развития, требующие новых подходов. Получается своего рода лестница, в которой нижние ступени самые широкие и крепкие, они никуда не исчезают, не убираются, но на них надстраиваются новые.
.
Кстати, Википедия и харапктеризует "Путь ко спасению" как книгу лекций по педагогике и воспитанию. Полная ерунда! Это книга именно о том, как спасаться (второй и третий отдел посвящены покаянию, говению, жизнью благодатью Таинств), но он мудро начинает ее с рассказа о душе младенца, получившего благодать в крещении (а уж потом переходит ко взрослому крещеному человеку).
Ваган, Вы просто скачайте в сети, если нет у Вас на бумаге, эту книгу - и почитайте о младенце, Вам это сейчас пойдет просто на ура, потому что вот оно, тут рядом всё это чудо.
Его просто жалко пересказывать...
Огромное значение придает он «пути общения душ через сердце» посредством любящего взгляда, который называет «точкой встречи одной души с другою». «Пусть же через это отверстие проходят до души дитяти души матери и отца с чувствами святыми… Надобно, чтобы во взоре их светилась не одна любовь, которая так естественна, но и вера, что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор сие сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в духе совершаемая молитва, возбуждаемая надеждою по вере»
Переходя от бессловесного младенчества к деству, он подробно разбирает потребности и действия тела, души, духа. Никаких рецептов, но точная фокусировка взгляда, точное направление сил! - воистину "путь ко спасению". Вот путь, им иди! -
Если и
когда удастся установиться на этом пути, то, мне кажется,
везде можно будет найти пособия, подсказки, способы (о чем он и говорит); если на нем не встать, то всё "не в коня корм". Я бы сказала, что в этой книге оптимально... и
свято... высказано все
необходимое и достаточное о воспитании человека-христианина, а значит - человека. Кроме того, освежаешь и обновляешь в себе сознание, "
что есть человек, что Ты помниши его, или чын человечь, что Ты посещаеши его"
Христианские начала несомненно истинны. Потому, не сомневаясь, поставляй их общею меркою истины.
Истина связывает ум тем, что насыщает его. Истина доступна всякому.Надобно помнить, что по вкусу сердца будет назначаться и будущая вечная обитель, а вкус у сердца там будет такой, каким образуют его здесь.
Вот замечательное, до чего сами мы не додумаемся (опыт! опыт! - как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский):
Дух легче развивается, нежели душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность.
К нему относятся: страх Божий (в соответствие разуму), совесть (в соответствие воле) и молитва (в соответствие чувству).
Про юность мне с первого прочтения, более 20 лет назад, крепко запало:
Река жизни нашей пресекается волнистою полосою юности. Это время воскипения телесно-духовной жизни. Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн
. И тут уже речь наполовину идет о самовоспитании; и тут вроде бы еще далеко не ваши задачи (Ваган, я к Вам) - ан нет, говоря об этой мятежной поре, он показывает, к какому первому настоящему испытанию должны готовить родители человека с колыбели.
(Может, я не к месту вспомнила сейчас, но о. Павел Флоренский в "Иконостасе" показывает, что "время вечности" "телеологично" - конечная цель определеяет течение событий, а не внешняя причина. Так вот, у святителя Феофана педагогика - телеологична, она так определеяется целью и финалом, как и оценка жизни каждого из нас будет дана нашею кончиною. И воспитание крошечного младенца определяется и тем, что он долбжен вступить в битву юности вооруженным и подготовленным)
Воспитание из всех святых дел самое святое - говорит святитель.
В общем, когда читаешь, душа расправляется, дышит вольно, ликует и радуется. И понимаешь, что эта святость - действительное и действенное назщначение человека... и путь к ней, путь ко спасению открыт для тебя, для семьи, и "иго Мое благо, и бремя Мое легко"...
"и верится, и плачется, и так легко, легко..."