Яковлев Максим » 31.03.2006 10:29
Уникальность его участия в форумской жизни заключается в том, что он, будучи простым мiрянином, с самого начала относился к своей виртуальной деятельности - как к жертвенному служению ближнему.
<...>
На протяжении всей своей форумской деятельности он изо всех сил старался наполнить форум, как сам иногда выражался, "положительным содержанием". Причём, чем дальше, тем это становилось ему всё труднее, как по временным, так и по моральным причинам.
<...>
Ещё одна особенность его сообщений. С течением жизни, всё более сравнивая и себя и других по меркам святоотеческих творений, становится ясной та пропасть, что отделяет наши слова от наших дел и состояния души. И, как ни печально, особенно заметна эта пропасть у нас, именующих себя православными христианами.
Почему? Потому, что ум намного более сердца способен к перемене своего состояния. В частности, очень скоро отказывясь от языческих заблуждений, человек с радостью принимает прекрасное Слово Истины и, подобно приемлющему семя на неглубокой земле в Христовой притче о сеятеле, ревностно исповедует и даже берётся отстаивать своё "православие". Сердце же его по-прежнему далеко отстоит от него... И потому же он этого не видит...
Отсюда и всё словесное безобразие едва ли не большинства "православных" участников форума. Высота исповедуемого нами православного учения настолько резко
контрастирует с нашим "исповеданием", что, конечно, лучше бы нам оставаться безгласными, чем подавать такой соблазн иноверным (особенно на "миссионерском" форуме), представления которых о Православии могут быть намного выше нашего состояния.
И вот на фоне этой печальной картины выступления В.Г. особенно выделялись своей внутренней силой. Он говорил, действительно, как власть имеющий - потому, что эту, исповедуемую им Истину, принял уже не только умом, но впитал и всем существом своим. Характерно, что в то время, как многие сообщения православных пестрели наскоро подобранными цитациями, часто служащими не для защиты Истины, но для демонстрации силы, многие и многие сообщения В.Г. писались как-бы "от себя", но с такой органичностью вплетались в целостное Православное вероучение, что представлялось невозможным, как один только ум мог так свободно и непогрешительно ориентироваться в стольких вопросах. Безусловно, это уже было дело веры.
<...>
Нельзя, конечно, утверждать, что ВСЕ сообщения В.Г. были выдержаны в таком, строго православном духе.
Во-первых, вполне возможно, некоторые из них, могли не вполне передавать Истину, в той мере, в какой она открыта нам в Православии. Другими словами, он, как человек несовершенный, мог где-то написать неверно по невниманию, и мог, конечно, в чём-то заблуждаться. Со своей стороны (в соотв. с моим, крайне убогим, ведением Истины) могу только сказать, что ни в одном его сообщении, из тех, что довелось читать, такого не усмотрел. Это что касается буквы его сообщений.
Что же касается их духа - не могу покривить душой, не признав, что не раз, бывало, в полемике или по причине многократных уязвлений как личного, так и церковного характера, он допускал в своих сообщениях неприемлемые для христианина резкости, и, как мне кажется, не мог сдержать кипящего в душе осуждения, которое, не успев остыть под действием внутренней молитвы, делателем которой он был несомненно, изливалось, как плевелы среди пшеницы многогранных его ответов.
Если вообще позволительно мне говорить о его ошибках (без чего неизбежно сделаю свою картину безжизненной), то одной из наиболее характерных его ошибок в беседах - замечу, именно как православного христианина, - был неучёт крайне ранимого, вследствие присущей всем нам гордости, состояния души своих оппонентов. В таких случаях нередко выходило, что он исповедывал совершенную истину Православия или высказывал довольно точные замечания о взглядах, или - что было ещё опасней - о душевном устроении своих оппонентов, но или по причине острой нехватки времени (хотелось всё успеть...) или по недостатку словесной деликатности, а, говоря точнее (да простиши мя, наставниче!), по недостатку любви - слово его настолько уязвляло и без того больное сердце заблуждающегося участника, что у него уже не хватало душевных сил обращать хоть какое-то внимание на его суть. Результатом этого часто было резкое словесное неприятие обличения (совершенно српаведливого, а порой и очень тонко подмеченного!), вызывашее бурю негодования и даже непотребства.
Вот, ради правды, и примеры тому:
<...>
Общий же взгляд на такие сообщения дорогого В.Г. даёт основание заключить, что, по большей части, все они были адресованы "православным" участникам. Тогда как к лицам иного вероисповедания он был заметно долготерпеливей и снизходительней. Как не вспомнить при этом недавно прославленного Крымского архипастыря, прекрасного учёного и яркого проповедника - свят. Луку, про которого было известно, как снизходительно и кротко обращался он с окружавшими и столько досаждавшими ему безбожниками, и при том, насколько порой бывал требователен и даже суров к своим духовным чадам и вообще братьям по вере. Какой яркий пример проявления подлинно христианской любви в современном нам обществе!