Произносить молитвенное слово, как если бы оно было твое собственное
Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению. М.: изд-во «Отчий дом», 2006. — 376 с.
«Кто не со вниманием молится, но рассеивается в молитве, тому псалом кажется иноязычным, и он сам для псалма бывает как иноязычный. Посмешище из такого устрояют бесы». Эта цитата из «Добротолюбия», поставленная как эпиграф к одному из разделов книги, показывает глубокую связь внимания, одного из основных свойств внутренней жизни, и понимания языка. А вот совет святителя Феофана Затворника: «Потрудись, не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитвы — её мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как если бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него».
Предисловие к книге:
Об этой книге
Эта книга составлена на основании многих трудов православных богословов и просветителей, с опорой на святоотеческие творения, и не содержит ничего «нового» по отношению к принятым Церковью толкованиям, объяснениям и поучениям. Цель ее — помочь читателю понять молитвы, которыми он молится дома: молитвы утренние, вечерние, в продолжение дня, каноны и молитвы ко святому Причащению, благодарственные молитвы по святом Причащении, тропари воскресные, дневные, праздничные. Она предназначена тем, кто молится или хотя бы собирается начать (не далее как завтра!) молиться, а не ищет отвлеченного знания. Поэтому в ней не только объясняются слова и выражения молитв и богословские понятия, стоящие за ними, но и предлагается некоторое начальное научение о том, как следует строить свою молитвенную жизнь.
Соединение двух целей — объяснить молитвы и помочь молиться — в полном объеме произошло впервые, поэтому книга во многом отличается от своих предшественниц.
Впервые в книге, обращенной к широким кругам православных читателей, объясняются все молитвы обычного келейного употребления, в полном объеме. Даже наиболее полные дореволюционные пособия ориентировались на самый краткий вариант утреннего и вечернего правила и довольно узкий круг прочих молитвословий. Но от нас требуется осмысленное и сознательное произношение всех наших молитв. Помочь в этом начинающему (да и не начинающему) молитвеннику было долгом составителей книги.
Впервые книга, объясняющая молитвы, по мере возможности приспособлена для деятельного освоения молитвенного правила, а не просто рассудочного анализа. Когда мы молимся — мы ведь не читаем объяснений встреченного непонятного нам слова (а если кинемся читать — молитва наша будет разрушена!); объяснения мы читаем вне правила. Но читаем мы их для того, чтобы знание, почерпнутое из книги, вошло в плоть, в душу нашей молитвы! Как этого достигнуть? Путь к этому найден еще великими молитвенниками древности, он и предлагается на первых страницах книги, а весь её состав, всё построение направлены на то, чтобы позволить беспрепятственно двигаться этим путём.
Поэтому впервые совмещены под одной обложкой «книга о молитве» и обширное собрание толкований конкретных молитв.
Впервые также проделана попытка при объяснении молитв помочь читателю, который специально не изучал и не изучает церковнославянского языка, продвинуться вперед в его освоении — заметить, понять и запомнить некоторые его основные особенности, формы, выразительные средства.
И еще: эта книга не заменяет ни молитвослова (хотя она и содержит тексты всех объясняемых молитв), ни катихизиса, то есть изъяснения истин православного вероучения. И, конечно же, она ни к чему не обязывает читателя: для тех, кто считает себя далеким от мира молитвы, книга может послужить добротным справочником или учебным пособием. Но обучаться плаванию всё же лучше в воде, а полёту — в воздухе!
Эта книга — первый опыт в своём роде, и несовершенства в ней неизбежны. Потому мы просим боголюбивого читателя восполнить нашу неполноту: искуснейшего в книжном научении и делании — советом, а всякого читающего — молитвенным вздохом о всех труждавшихся над книгой сей.