«Мы стучались — нам открывали. Мы сразу подходили, на коленочки вставали и благословение у батюшки брали, какие-то вопросы спрашивали. Когда я находился радом с ним, я чувствовал необыкновенную теплоту. Если ощущать физически — это теплота тела младенца, от него пахло молоком. Когда я к нему подходил с вопросом, иногда казалось. что он меня даже не слушает, а так возьмет в охапку, так прижмет к груди, и я — носом ему в грудь, и пахнет парным молоком…» (свящ. Георгий Перевышев).
И он же: «Иногда в конце Евхаристического канона после слов Преложив Духом Твоим Святым” батюшка, стоя перед престолом, произносил: “Господи, Ты опять с нами”. В алтаре это всем было слышно. В эти священные минуты общего молчания и благоговения чувствовалось живое присутствие Господа, к Которому просто, по-детски обращался старец с людскими нуждами».
После кончины архимандрита Павла (Груздева, 1910–1996) вышло несколько небольших книг с воспоминаниями о нем и его устными рассказами и записями. Книга, только что выпущенная издательством «Отчий дом» — уникальна. Более семисот страниц, множество вклеек с фотоиллюстрациями, множество фотографий и в самом тексте; 39 документов к биографии, затем ровно половина книги — воспоминания о старце (тридцати семи лиц); краткая летопись жизни о. Павла, четыре проповеди, которые ни в каком смысле нельзя назвать текстами — эти живые записи живых слов читаются скорее как жесты. указующие в пространство, где слов нет, где только молчание любви; начало единственной попытки отца Павла записать биографию своего рода; изумительные и острые записи его устных рассказов (кто их записывал так ярко и точно?) и избранные записи из пяти рукописных тетрадей старца. где все было вперемешку — краткие собственные мысли, песни и духовные стихи, акафисты, пословицы, дневниковые пометы. Завершает всё синодик, возводящий этот толстый том в молитвенное звание.
Только так сделанная (сделанная с любовью и смыслом!) книга может передать это непередаваемое ни логическими, ни «художественными» путями знание — что есть старчество, как весть Божией Любви.
Старцы всех времен и мест бесконечно похожи и бесконечно различны; каждый, кто прикасался хоть ненадолго к этому веянию любви, знает, каково оно и не может передать его словами; то, что дышит в первой (да и во второй) цитате из этой книги — то же чувствовалось рядом с преподобным Серафимом и преподобным Амвросием, батюшкой Иоанном Кронштадтским и отцом Алексием Мечевым, аввой Дорофеем и новопреставленным архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Един Бог Любовь! Но тайна святости – это тайна Личности, и все они неповторимы и неожиданны. О юродстве как неотъемлемом свойстве истинной святости когда-то глубоко и точно написал о. Павел Флоренский применительно к о. Алексию Мечеву: святость — дыхание Духа, она всегда вопреки букве, выламывается из всяких рамок. Объем книги позволяет создать через прямую, опосредованную, устную, письменную речь и иллюстрации образ старца последних времен. который весь — жизнь, старца с его легким юродством, простотой и мудростью, непредсказуемостью и всё покрывающей любовью…
Расставаться с этой книгой невозможно.
Последние дни и часы:
«Кто-то из медперсонала заметил тогда, что в реанимационной палате привычные для медицинского заведения запахи стали исчезать. Их сменяло какое-то тонкое, едва уловимое благоухание, которого раньше эти люди никогда не ощущали. Все сходились в мнении, что это не запах духов, не запах цветов. а что-то особенное. У многих это ассоциировалось с запахом свежести, а женщинам это напоминало аромат новорожденного младенца, грудничка. Другими словами, это был запах, аромат чистоты…» (протоиерей Сергий Козлов).
_______________
Книга толстая, недешевая, но золотая. Как книжник скажу: составителям удалось то. что удается крайне редко: передать дух, аромат, самую суть.
Кто-нибудь видел эту книгу? Читал?