Саул, с моей атеистической точки зрения, самая трагичекий перонаж Писания. Его судьба чем-то сродни судьбы падшего апостола Иуды. И тот и другой были избраны Богом для определенной миссии, не выдержав, совершили предательство и нашли бесславный конец.
Здесь параллели кончаются. Грех, который не простился Иуде – не разочарование в Машияхе Иешуа и даже не предательство Иешуа в руки врагов («преглешения против Сына простятся человеку), а то, что раскаяние в своем поступке не стало для него покаянием -- Иуда не поверил, что Бог и после всего случившегося может простить и спасти его к жизни вечной, и в знак погибели наложил на себя руки. Избранник Божий Саул не «разочаровалсмя в Боге» и не «разуверился» – он не смог понести тяжести короны и пророческого дара. Отвержение от царства Израильского и стало для него отвержением от жизни.
История с Саулом подрывает само основанию единственно возможной в христианстве теодицеи. Бог избрал конкретного человека к определенной миссии, промыслительно зная, что избранник не может этой миссии понести
Тут кто-нибудь из опонентов строгих
Воскликнет с пеной на губе
«Позвольте, но ведь это все та же атеистическая петрушка о противоречии предведениия Божия свободе воли! Предведение не означает предопределения, читайте, невежда, Боэция! Можете пойти еще дальше и заявить, что Бог отвечает за наши безобразия, коли знал, что мы натворим, но не предотвратил. Но как еще он мог дать нам свободу и вообще жизнь! Да и что с того? Можете перекладывать ответственность на государство, маму-папу, Бога – это просто нытье, вам лучше не будет»
На это ответим «ничего подобного»! С Боэцием мы здесь спорить не будем. Но мы рассматриваем именно тот случай, когда непосильный груз был возложен прямым произволением Бога. К судьбе Иуды рассуждения Боэция еще приложимы. Придя в мир на «час крестной смерти», Христос, конечно, предопределил и предательсто Иудино. Погибель же Иуды этим не предопределена, так как хотя бы теоретическая возможность покаяния для него оставлена. Погибель Иуды не была необходима для законченности Евангельских событий (хотя евангелисты и сохранили историю самоубийства Иуды, а в устном предании и апокрифах она имеет дополнительные подробности) Но книги пророка Самуила – не Евангелия, они о Царствии Небесном молчат. Бог не отстраняет Саула от царства каким-либо косвенным методом, оставляя ему жизнь, и не подвеогает тяжкой болезни, давая ему возможность покаяния на смертном одре (да и зачем покаяние?). Он посылает дух злобы и уныния «от Господа», который медленно разрушает Саула и полностью игнорирует все попытки Саула восстановить общение. Ведь молитва – не просто просьба – это ожидание ответа! Ответа не следует. От отчаяния Саул перед решающим сражением обращается к оккультистке, которая вызывает дух умершего Самуила, но получает все тот же ответ: «Выхода нет, ты отвергнут и должен погибнуть». Как же вы говорите «хощеши всем спастися и в разум истины приити»?
Можно пойти и другим путем. Сказать, что Бог и не думал спасать всех. Так говорят иудеи и те же гностики. Дескать, «прочие народы подобны слюне», и если надо, чтобы Саул погиб – нам-то что с того? В конце концов, совершенное Саулом есть идолопоклонство. Идол, созданный в разуме, чем лучше золотого тельца? Тем, что его поленились изваять? Бога Живаго Саул заменил нециим богом, которого он знает как удовлетворить (жертвоприношениями), за бога своего сам решил, что этому богу надо. Ну так и оставим идолопоклонника с его богами. На это ответим: хорошо. Но тогда вы откуда знаете, что вы не идолопоклонники, что призваны, и вам возможно войти в царство израилево, которое будет по пришествии машияха? Говорите «семя Израилево»? Ну так и Саул был. Как и у Саула, бог ваш прост, познаваем и вы знаете, к какому результату он готовит мир и чем ему угодить. бог ваш – тот же идол племени Тумба-Юмба, который обещал итоговую победу над соседним племенем Юмба-Тумба. Невидим, говорите? Ну статуя плохая вышла или золота в итоге пожалели. Опять на Сауле клин.
PS Я уже упоминал о Сауле диалоге с о. Филиппом (Парфеновым). Он ответил, что Писание не все говорит, и что у Саула не было покаяния. Но во-первых, это логика эзотериков. Дескать, Писание говорит не все, а на самом деле.... Если из Библии кое-что выкинуть, а что-то добавить, можно Капитал получить. Во-вторых, что бы дало покаяние? Бог бы оставил царство Саулу? Из текста этого не видно.